Экскаватор-погрузчик JCB может работать не только передней стрелой, но и задней. Её изобрёл основатель бренда Джозеф Сирил Бэмфорд, инициалы которого образовали название компании. Это изобретение стало настоящим прорывом – ранее никто не мог подумать о том, чтобы использовать заднюю часть спецтехники. Сначала задней стрелой и ковшом пользовались исключительно для землеройных работ, но постепенно конструкция совершенствовалась, стали появляться новые виды навесного оборудования. Сегодня экскаватор-погрузчик JCB – это универсальная машина, которая решает десятки задач.

Строение телескопа

Задняя стрела экскаватора-погрузчика состоит из нескольких частей. Своей конструкцией она напоминает человеческую руку, имеет своеобразное «предплечье», «плечо», «кисть». Основной элемент крепится непосредственно к задней части кузова спецтехники, а уже к нему с помощью подвижных сочленений крепится телескопическая рукоять.

Внутри находится телескоп – элемент, который раздвигается и прибавляет дополнительную длину стреле в случае необходимости. Поскольку длина телескопической рукояти достигает 1,5 метров, максимальная общая длина задней стрелы может быть 5,5 метров. За выдвижение отвечает отдельный гидравлический цилиндр – гидроцилиндр телескопа, который расположен внутри. В нём циркулирует гидравлическое масло, которое постоянно находится под давлением. Регулируя уровень давления, машинист может управлять выдвижением рукояти.

Телескопическая рукоять, выдвигаясь из задней стрелы, скользит по специальным полозьям – направляющим телескопа. Иначе их называют подушками.

pexels_2.jpeg

Какую функцию выполняют направляющие

Подушки телескопа находятся во внутренней части корпуса телескопической рукояти, надёжно крепятся к его стенкам, прочно фиксируются специальными крепёжными элементами – болтами телескопа, которые выдерживают повышенные нагрузки. Всего внутри расположено восемь направляющих: четыре верхних и четыре нижних. Они немного отличаются друг от друга, имеют разную форму.

Функция направляющих – защита телескопической рукояти и внутренней части корпуса от преждевременного износа. Если бы их не было, при выдвижении рукояти металлические детали неизбежно соприкасались бы, каждый раз возникало бы трение металла о металл. Увеличенное трение приводит к быстрому истиранию, износу и повреждению элементов, поэтому телескоп быстро выходил бы из строя. Наличие подушек смягчает трение, обеспечивая более плавный ход телескопической рукояти при выдвижении и продлевая срок службы этого важного элемента.

Когда следует менять направляющие задней стрелы

Направляющие сделаны из высокопрочного пластика – вторичного полимера или текстолита. Это материал, который отличается от обычного пластика, он очень твёрдый, надёжный, рассчитанный на большие нагрузки, выдерживает постоянное трение, воздействие высокой температуры, агрессивных сред. Под весом телескопа подушки очень долго не деформируются, принимают на себя всю нагрузку.

Однако, несмотря на всю прочность и надёжность, вечными подушки быть не могут. Срок службы деталей ограничен, как правило, при активной работе задней стрелой подушки изнашиваются приблизительно через два года. Бывает так, что они перестают удерживаться внутри корпуса, со временем попросту выпадают. Менять направляющие следует по мере износа.  

08_06_2021_gidro_2.jpg

Процесс замены прост:

  1. снимите выдвижную часть,
  2. снимите изношенные нижние направляющие, 
  3. поставьте новые подушки, установив под них специальные прижимные пластины, которые нужны для того, чтобы болты не повредили пластиковые элементы;
  4. установите выдвижную часть обратно,
  5. замените верхние направляющие телескопа.

Для замены можно использовать как оригинальные комплектующие JCB, так и аналоги хорошего качества. Направляющие, как правило, продаются комплектами: 4 нижних, 4 верхних, 4 прижимных пластины.

Чтобы телескопическая рукоять прослужила как можно дольше, а подушки изнашивались медленнее, необходимо регулярно смазывать элемент. Обычную смазку для этих целей использовать нельзя, так как к ней прилипают песок и грязь, которые действуют как абразив, приводя к быстрому износу. Для телескопа применяется специальная смазка WAXOIL BLACK. Её наносят на поверхность и дожидаются полного высыхания. Также необходимо ежедневно смазывать обычной смазкой все элементы в точках крепления. Для этого узлы снабжаются специальными маслёнками, в которые с помощью шприца заливается смазка.