Экскаватор-погрузчик работает за счёт двигателя внутреннего сгорания, а любой ДВС во время работы нагревается до очень высоких температур. Перегрев приводит к поломке, поэтому спецтехника оснащается системой охлаждения, которая отвечает за поддержание безопасной температуры двигателя.

Охладительная система может быть жидкостной, воздушной или гибридной – это означает, что по ней циркулирует охлаждающая жидкость, а встроенная крыльчатка отвечает за повышение интенсивности охлаждения за счёт нагнетания воздушного потока.

Принцип работы охладительной системы экскаватора-погрузчика

Когда заводится мотор спецтехники, он сразу же начинает нагреваться. Температура газов внутри цилиндров двигателя может подниматься до +800°C, поэтому так важна правильная работа охладительной системы.

Главные элементы системы охлаждения:

  • радиатор охлаждения – может быть алюминиевым или медным, состоит из мелких каналов-сот, по которым под воздействием воздушных потоков циркулирует охлаждающая жидкость;
  • масляный радиатор гидравлической системы охлаждения;
  • крыльчатка, обеспечивающее направленное движение воздушных потоков (в отличие от легковых автомобилей, где есть встречный воздушный поток, спецтехника передвигается на малых скоростях, поэтому у неё есть только один внутренний воздушный поток);
  • гидравлическая система охлаждения, отвечающая за циркуляцию охлаждающей жидкости.

При запуске двигателя сразу же начинает крутиться крыльчатка, которая приводит в движение воздушные потоки, проходящие через соты радиатора. За счёт обдува радиатор охлаждения постоянно остужается. К радиатору подключаются патрубки, которые ведут к мотору. Охлаждающая жидкость движется по патрубкам, охлаждает мотор, забирая от него тепло, и возвращается к радиатору, где снова охлаждается и продолжает циркулировать в замкнутом круге.

Корректная работа системы охлаждения поддерживает безопасную температуру и предотвращает поломки двигателя, вызванные перегревом. Если какой-то элемент системы выходит из строя, возможны неприятные последствия.

pexels_mesz_rcsek_gergely_5687947.jpg

Как выбрать антифриз

На работу системы охлаждения влияет качество охлаждающей жидкости. В старых моделях спецтехники, использовался тосол. Сегодня для этих целей применяют антифриз, обладающий улучшенными эксплуатационными характеристиками. Он не застывает при минусовых температурах и не закипает в летнюю жару или при сильном перегреве двигателя.

Важно использовать антифриз, рекомендуемый производителем спецтехники, так как неподходящая жидкость не справляется со своей задачей. Существуют определённые стандарты, которые помогают легко выбрать нужный антифриз. Его маркируют цифрами 10, 11, 12 и т. д. Чтобы не перепутать, жидкость окрашивается в разные цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий. Все они обладают разными свойствами, в частности, рассчитаны на разный температурный режим. Например, в жарких странах нет смысла использовать антифриз, выдерживающий низкие температуры. На севере, наоборот, применяется преимущественно жидкость, рассчитанная на морозы.

Для экскаватора-погрузчика JCB рекомендуется использовать зелёный антифриз. Он универсальный, подходит под климатические условия средней полосы. Именно его заливают в охладительную систему спецтехники с конвейера. Но можно залить и другой, самое главное – нельзя смешивать два разных антифриза. Если планируете заменить зелёную жидкость, например, на синюю, нужно полностью слить антифриз из системы и залить заново.

Когда менять антифриз

У антифриза есть определённый срок службы. Он постоянно подвергается нагреванию и остыванию, со временем теряет свои характеристики. Когда охлаждающая жидкость эксплуатируется слишком долго, её ресурс падает, жидкость темнеет, мотор начинает охлаждаться недостаточно, масло закипает, нарушается работа поршней, могут перегореть ГБЦ и блок цилиндров. Замена антифриза осуществляется каждые 2000 моточасов работы двигателя. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок, откуда она по патрубкам попадает в радиатор.

Признаки поломки системы охлаждения

Даже если использовать качественные запчасти и расходники, в охладительной системе могут возникнуть неисправности: изнашиваются и трескаются патрубки, при повышении давления может треснуть расширительный бачок и даже радиатор. Самый простой способ понять, что есть неисправности – сигнал на приборной панели в операторской кабине. Не игнорируйте оповещение и своевременно проведите диагностику системы охлаждения.

036.jpg